В МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды осуществляется коррекция нарушений речи в режиме логопедического пункта.
Коррекционную работу осуществляет
Анварова
Ольга Фандалифовна
учитель-логопед
Стаж работы в должности - 3 года.
Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с нарушениями речи.
Основными формами организации коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей.
Учителем-логопедом оказывается консультативная и методическая помощь родителям с целью профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста, по вопросам диагностики речевых нарушений.
Уважаемые родители, в нашем дошкольном учреждении действует
логопедический пункт, в котором проводится специализированная
работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных
движений,
-движений органов речи
(губ, щек, языка);
-совершенствование фонематических
процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи,
схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического
строя речи;
- обогащение,
активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков
(учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием
речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
-развитие связной речи,
подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения,
загадки, пословицы;
- совершенствование просодической
стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания,
работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа
проводится в подгрупповой и индивидуальной форме.
В данный момент в
логопедическом пункте занимается 13 человек с диагнозом общее недоразвитие
речи, 20 человек с диагнозом фонетико-фонематическое развитие речи, 1 человек с
диагнозом – заикание.
Хочется отметить, что только
в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего,
качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Консультацию логопеда вы
можете получить в среду с 17.00 до 18.00, и в остальные дни с 8.00 до 8.15.
каким
бывает
недоразвитие
речи?
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
Это диагноз, который ставится детям с нормальным слухом и
интеллектом, не произносящим или произносящим неправильно целый ряд звуков.
Кроме этого, дети часто путают с-ш, з-ж, р-л. Им нужно поставить и закрепить
все нарушенные звуки, а потом научить их отличать от тех, с которыми они смешивали.
Общее
недоразвитие речи
Этот диагноз ставится детям с нормальным слухом и интеллектом, имеющими ряд особенностей
развития речи:
v
нарушения в
произнесении слов (упрощения, перестановки слогов);
v
грамматические
ошибки в речи;
v
нарушение
произношения, путаница звуков;
v
меньший словарный
запас, чем у их сверстников.
Таким детям нужно
научиться правильно произносить слова и все звуки в них, усвоить грамматическую
основу русского языка, пополнить словарь.
Готовим руку к письму
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают.
Ребёнку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятерка. Задача пап и мам – помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним ещё в дошкольном возрасте.
К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приёмы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручиваются в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.
Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были с тупыми концами, достаточно острыми и не заминали края бумаги).
Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдавайте предпочтение простым или цветным карандашам.
Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребёнок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадает «5» или «6» - ребёнок получает приз (например, наклейку), выпадает «1» - придется вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.
Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Или нарисуйте несколько рядом точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложите ребёнку шаблоны их соединения.
Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать. Попросите ребёнка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.
Если ребёнку неинтересно обводить картинки просто так – продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.
Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой её части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок – серединку можно заполнить крестиками, лепестки – точками, землю – вертикальными штрихами, небо – горизонтальными штрихами.
Успехов Вам и Вашему ребёнку!
(Из материалов Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА