Остапенко                                       Субботина

 Олеся Владимировна                    Татьяна Григорьевна

воспитатель первая                      младший воспитатель

квалификационная категория

сайт воспитателя - olesiaostapenko.ucoz.ru

                       

 

                          Экспериментальная деятельность с песком и водой

Основная деятельность дошкольника - игра, в ней познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазии и реальности. Игры с песком не только забавны, но и полезны детям особенно в возрасте 1-3 лет.

Для проведения наблюдений, опытов, для малышей в группе есть центр воды и песка с необходимым для этого инвентарем (лейки, ведерки, водяные мельницы, ситечки, лопатки, трубочки).            

В летние теплые дни эксперименты с песком и водой можно проводить на свежем воздухе. С самого начала приучаю детей играть с водой аккуратно, не расплескивая ее через край, не брызгая на окружающих. Малыш учится понимать: то, что нравится ему, не всегда хорошо для остальных.

Игры с водой обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Вода может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Очень любят дети игру с мыльными пузырями: пускание пузырей с помощью соломинки, воронки, взбивание пены венчиком. «Поймай пузырь на ладошку», «Чей пузырь больше», «Чей пузырь улетит выше, дальше»…. Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования  с жидкостями: налив емкость с водой, дети переливают воду, слушают звук льющейся жидкости, наблюдают в воде за своим отражением.

Эксперимент «Вода нужна всем»

На прогулке, также знакомлю детей с растительным миром, обращаю внимание на то, что в воде нуждаются растения, они тоже пьют воду. Поливаем на прогулке траву, деревья, цветы, а также в группе ухаживаем за комнатными растениями в уголке живой природы. Рассматриваем капельки воды, оставшиеся на листьях, замечаю, что струйки воды из лейки похожи на дождик. При этом пою песенку или читаю стишок про дождик.

Дети, особенно мальчики, любят игру-эксперимент «Веселая рыбалка». Она помогает развивать координацию движений рук, ловкость, а также целеустремленность. В этом эксперименте можно предложить детям вылавливать рыб удочкой с магнитом или сачком.

В игре «Ловись рыбка» учу пользоваться малышей удочкой для вылавливания игрушек из воды. Помещаю рыбок в таз с водой, при этом приговариваю: посмотри, как рыбки в воде плавают.  Затем вместе ловим рыбок. Развивается речевая активность, ребенок приговаривает: ловись рыбка большая и маленькая.

В игре «Достань шарик» учу детей пользоваться черпаком. Бросаю в банку с водой шарик и говорю детям: ой шарик упал в воду, давайте достанем его из воды. Показываю, как можно его выловить с помощью черпака, также предлагаю малышу игру на знание цветов, величины предметов: «Вылови ситечком шарики сначала желтого цвета, потом красного, синего; вылови все маленькие шарики». Детям 3-4 лет тоже нравятся такие игры, но им предлагаю более серьезные задания: «Угадай, почему в воде одни предметы тонут, другие плавают?» (В наборе имеются небольшие деревянные, пластмассовые, железные игрушки и предметы, бумажные кораблики, самолетики.) В этой игре уточняю представление детей о том, что тяжелые предметы тонут, а легкие плавают. Дети в ходе игры проверяют это.

Очень нравится детям игра с водяной мельницей, заводными, плавающими игрушками. 

  

  

Кризис трех лет

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Я сам!
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система «Я» кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я – самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!