Консультации

 

 

Роль семьи в развитии речи ребёнка

(консультация для родителей 2 – 3 летних детей)

 

 Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том, числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестёр и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

   В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

   Вы должны приучить малыша смотреть  прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Представьте, что перед вами два малыша. Один из них очень разумно и ясно ответит на вопросы, расскажет сказку, осмысленно, выразительно прочтет стихотворение, споёт песенку (он их знает немало: мама ему пела). И второй. Обратитесь к нему с теми же вопросами, и ваши попытки кончаются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее, или менее любознателен. Нет. У него понятливые глазки, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать.

   Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.
 
 
 
 
 
 
Родители – главные помощники логопеда
  
    Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.

    Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых. 

    В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. 

    Ваш ребёнок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите ему помочь в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.

    Окружающие ребёнка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно («не бежи», вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

    Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.

    Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, в словах, предложениях в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу: провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука. 

    Логопед предлагает различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома.

    Каждую неделю логопед рассматривает с детьми лексическую тему, например «Мой город». Для закрепления знаний по этой теме в повседневной жизни родителям рекомендуется:
v Вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом, главная улица города.

v Совершить прогулку и обратить внимание ребенка на то, чем знаменит город, рассказать какие достопримечательности в нем есть.

v Рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением города.

v Вырезать картинки с изображением родного города и приклеить их на альбомный лист.

    Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.


Из материалов Вакуленко Л.С., Вакуленко Н.Е.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тренируем память

   Крепкая память пригодится не только в учебе, но и в жизни. Существуют 4 основных типа памяти: зрительная, слуховая, двигательная и комбинированная. Обычно у ребенка более выражен какой-то один, реже два типа памяти. Старайтесь развивать и другие. Если этого не делать, в школе ребенку будет сложнее усваивать материал. Старайтесь заучивать стихи или тексты с ребенком по -разному: иногда читайте вслух сами, иногда просите почитать его. Не забывайте проговаривать заученный материал вслух, развивая рече-двигательную память. Это поможет ребенку отвечать на уроках.

Предлагаем Вам игры и упражнения, которые помогут развить у  Вашего ребенка память.

 

Малышам от 9 месяцев до 2 лет

Где игрушка? Спрячьте на глазах у ребенка любую игрушку под платочек или уберите в коробку с крышкой. Затем спросите кроху, где зайчик (белочка, слоник), и предложите её найти.

Читаем стихи вместе. Рассказывая одни и те же стихотворения, делайте паузу в конце каждой строки, приглашая малыша продолжить фразу. Так можно развить и память, и речь.

Прятки. На глазах ребенка прячьтесь за стул или дерево и, выглядывая из-за них, говорите: «Ку-ку!» В голове ребенка фиксируется ваш образ, который он учится запоминать.

Начинающим мыслителям от 2 до 4 лет

 Обсуждаем всё вокруг. В этом возрасте ребенок начинает говорить, поэтому нужно постоянно акцентировать его внимание на том, что происходит вокруг, м задавать вопросы: «А помнишь, куда мы сегодня ходили?», "А с кем ты играл?” и т.д.

Вспомни, что видел. Возьмите игрушку, пусть малыш посмотрит на нее 5 минут. Затем спрячьте и задайте вопросы: «Что это была за игрушка?», "Какая она—маленькая и большая?”, "Какого она цвета?”. Чем больше вопросов, тем лучше.

Читаем много раз подряд. В этом возрасте дети обожают слушать одни и те же сказки, знают их наизусть. Иногда, читая или рассказывая знакомый сюжет, специально делайте «ошибки» или что-то путайте, а малыш пусть вас поправит.

 

Пытливым умам от 4 до 6 лет

Волшебный мешочек. Игра позволяет развить тактильную память. Положите в непрозрачный мешочек разные предметы и предложите ребенку на ощупь найти пуговицу, кубик, катушку ниток, ракушку и т.д.

Что поменялось? Развивает зрительную память. Возьмите 5-7 разных предметов, разложите их на столе и попросите ребенка запомнить эту комбинацию. Уберите 1-2 предмета или поменяйте их местами. Спросите ребенка, что изменилось.

Запомни движения. Развивает двигательную память. Взрослый подходит к ребенку сзади и меняет его позу. Например, сгибает левую ногу, поднимает правую руку и наклоняет голову направо. Затем ребенок должен повторить все в том же порядке.

 

Умникам и умницам от 6 до 7 лет

Игра в слова. Назовите 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Пусть ребенок повторит. Сколько запомнил, в любом порядке. Проговорите эти же слова еще 3 раза. Ребенок должен запомнить не менее 9 слов. Сделайте перерыв на 40—50 минут и попросите снова произнести ранее сказанное вами.

Пересказ. Читайте ребенку истории с продолжением. На следующий день, прежде чем продолжить чтение, попросите пересказать вчерашнюю главу, может быть, изобразить героев. Если он затрудняется, задавайте наводящие вопросы. Так вы разовьете не только память, но и мышление.

Умные карточки. Подготовьте комплекты букв и цифр для себя и ребенка. Сделайте несколько карточек, как для лото, расчертив их на 8 или 9 квадратов (2*4 или 3*3). Выложите на своей карточке любую комбинацию из цифр или букв и покажите ее ребенку на 15-20 секунд. Затем закройте свою карточку и попросите ребенка выложить то же самое на своей. Когда он закончит, вместе проверьте, нет ли ошибок. Эту игру рекомендуется повторять 3-4 раза подряд.

 

 

Речевая готовность ребенка к школе

     Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи: устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной  — ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка во время поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
 

Требования к речи ребенка, поступающего в школу:
1. Правильное произношение звуков родного языка.
2. Умение различать звуки речи на слух.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса.
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Владение связной речью.


1. До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным
произношением  всех речевых звуков, причем особенно  недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен («сыпленок»  вместо  цыпленок, калтина вместо картина). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.


2.  Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из
необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого  слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми , то он неизбежно будет  затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков П и Б он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или в слове ПОЛКА.


3. Для записи любого слова ребенок должен не только уметь  отличить
друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, т.е. он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными  детям уже в дошкольном возрасте и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
Например, Спросите ребенка, а). Есть ли в слове РОЗА звук Р;
б). Какой первый звук в словах Астра , Озеро , Утка; Тапки, Нос, Батон…
в). Какой последний звук в словах окнО, лунА, кенгурУ, шкаФ, маК, шаР.


4. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен
составлять  не менее 2000 слов, причем в нем должны быть
представлены все основные части речи –существительные, глаголы, прилагательные, числительные, наречия, предлоги, местоимения. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова – ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ,ФРУКТЫ…, которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяется целый ряд специальных приемов,  позволяющих выяснить наличие или отсутствие у ребенка  определенных слов. Вот из наиболее распространенных приемов:
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам: — Назови все известные тебе ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ЖИВОТНЫЕ, ОВОЩИ, ТРАНСПОРТ…
Назови одним словом: МАШИНКА, КУКЛА, КУБИК (игрушки); ТАРЕЛКА, БОКАЛ, ЧАШКА (посуда)….
Назови, какая КОНФЕТА? (сладкая), какой ЛИМОН? (кислый)….
Подбор возможных действий к предмету.
СКАЖИ :  Кто как передвигается?
человек – ХОДИТ
птица – ЛЕТАЕТ
рыба – ПЛАВАЕТ…
Кто как подает голос?
корова – МЫЧИТ
собака – ЛАЕТ
лягушка – КВАКАЕТ…
Кто как ест?
собака кость – ГРЫЗЕТ
кошка молоко – ЛАКАЕТ
курица зерно – КЛЮЕТ
корова траву — ЖУЕТ
Подбор предметов к заданному действию.
Что можно пить? ( воду, молоко, кисель, сок…)
Что может летать? (птица, самолет, пух…)
Подбор антонимов (слов с противоположным значением).
Скажи наоборот: большой – МАЛЕНЬКИЙ,
чистый – ГРЯЗНЫЙ,
больной – ЗДОРОВЫЙ….

Красивый-…

Быстро-…

Сидеть-…

Закрывать-…

Чёрный-…

Твёрдый-…

Светло-…

Плакать-…

Высокий-…

Слева-…


5. Под сформированностью грамматических систем имеется в виду
выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в родном языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова.
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 –м годам, тогда как системой словообразования  — лишь к 7 -8.  Эти сроки довольно условны.

  • образование множественного числа существительных):

    Игра «Один-много» ( стол — столы).

  • образование относительных прилагательных

    Игра «Из чего сделано?» Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….

  •  согласование существительных с числительными

    Игра «Веселый счет» один нож, три ножа, а пять ножей….

  • образование притяжательных прилагательных и

    Игра «Чей хвост?»  У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…

  • в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….

Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так как могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство


6. Под связной речью  принято понимать такие развернутые
высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, потому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
До овладения связной речью следует научить  ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материалах тех же самых сказок.
прежде всего нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем – то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на самостоятельное говорение.
С этой целью можно начать  заинтересовано о чем – то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком – либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка, зоопарка, просмотренном мультфильме и др. Слушать при этом нужно с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.
Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания. прослеживать последовательность событий, улавливать их  причинно – следственные связи. Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картинок, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.
Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельно пересказа или рассказа.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:
пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
пересказ просмотренного мультфильма;
рассказ о событиях прошедшего дня;
рассказ об интересной прогулке или экскурсии;
заканчивание начатого взрослым рассказа ( Как ты думаешь, что будет дальше?);
составление рассказа по данному его концу ( Как ты думаешь, что было до этого?).

 

 

 

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых.

 Основная задача родителей — обеспечить речевую готовность ребенка к школе, вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, как можно более раннее начало логопедической работы с ним, тем самым предотвратить трудности обучения и неуспеваемости в общеобразовательной школе. 

Для воспитания полноценной речи нужно:

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и  необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; 

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь близких должна быть четкой, ясной, грамотной. Родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. 

Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по мановению волшебной палочки: нужны время, терпение и система. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.

 

 

 

 

 

 

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка на ранних этапах.

Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребёнка является крик.

2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение  гласных звуков, близких к  а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес. Ребёнок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличивается очень быстро. Внутренний мир ребёнка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребёнка насчитывает больше 1000 слов.

   Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

К концу 1-го месяцаребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

К 7 месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение мелодичным погремушкам.

К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа».

К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам ребёнок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях.

К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой», «маленький».

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать. Какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

 

 

 


 

Советы, как правильно учить стихотворение с детьми

1. Сначала со стихотворением знакомится взрослый (он может прочитать стихотворение про себя) .

2. Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2-х до 3-х раз). Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью, правильно ставить ударение в словах. Читать медленно, эмоционально.  Взрослый – образец для ребёнка.

Можно провести беседу с ребёнком, а понял ли он о чём стихотворение. Можно задать наводящие вопросы по тексту. Если встретятся незнакомые слова, выражения объяснить их значение.

3. не забывайте о произношении тех звуков, которые ребёнок уже умеет говорить, но не всегда ещё употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребёнка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

4. Попробовать рассказать стихотворение вместе с ребёнком.

5. Сразу обратить внимание на выразительность: на изменение интонации, силы голоса, логические ударения, соблюдение пауз.

6. Можно заучивать стихотворение в игровой форме:

  • Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот приём помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

  • Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно…)

  • Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

7. Если стихотворение большое, можно учить его по частям.

8. Всегда надо подбадривать ребёнка и хвалить, даже если запомнил стихотворение он не достаточно хорошо. Это придаст ребёнку уверенности.

9. Когда ребёнок запомнит стихотворение, надо стараться, чтобы он как можно чаще его рассказывал вслух. Можно рассказать и бабушке, и дедушке, и даже любимой игрушке (мишке или кукле).